МКОУ "Хотьковская СОШ"
с. Хотьково, Думиничский р-н, Калужская область
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.

    Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:

    - персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
    - обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
    - защищенная законом интеллектуальная собственность.
    Действия злоумышленников могут привести к хищению указанных данных. Также при несанкционированном вмешательстве возможны внесения изменений и уничтожение хранилищ знаний, программных кодов, оцифрованных книг и пособий, используемых в образовательном процессе.

    В обязанности лиц, отвечающих за информационную безопасность, входит:

    - обеспечение сохранности защищаемых данных;
    - поддержание информации в состоянии постоянной доступности для авторизованных лиц;
    - обеспечение конфиденциальности подлежащих защите сведений, предотвращение доступа к ним со стороны третьих лиц.

    Информационная безопасность

    Меры защиты
    Современные технологии информационной безопасности образовательной организации предусматривают обеспечение защиты на 5 уровнях:

    - нормативно-правовой;
    - морально-этический;
    - административно-организационный;
    - физический;
    - технический.

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
    http://dotdeti.ru/ — Фонд «Разумный интернет», развитие в России детского интернета и поддержкой гуманитарных проектов во всемирной сети.
    http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
     www.e-parta.ru — Информационно-познавательный портал для подростков.
    http://www.babylessons.ru/ — Детские развивающие игры, уроки, поделки.
    http://1001skazka.com/— Коллекция сказок.
    http://detstvo.ru/ — Сайт для детей мам и пап.
    http://www.ligainternet.ru/ — Лига безопасного Интернета.
    http://www.iprbookshop.ru — Электронно-библиотечная система IPRbooks.
    http://нэб.рф — Национальная Электронная Библиотека.
    https://infourok.ru — Инфоурок (Ведущий образовательный портал России).
    https://www.prodlenka.org — Продленка (Образовательный портал).
    https://nsportal.ru — Социальная сеть работников образования «Наша сеть».
    http://rosmetod.ru — Росметод.
    http://www.newseducation.ru/ — «Большая перемена» сайт для школьников и их родителей. 

    Родителям

    По исследованиям «Лаборатории Касперского», на вопрос «Волнуетесь ли вы, что интернет окажет негативное влияние на ваших детей?» 95% родителей отвечают: «Волнуемся». Если же спросить: «Что вы делаете, чтобы обезопасить детей?», то выясняется, что большинство ничего не делают, только волнуются.

    А также 58% детей сообщают, что они что-то скрывают от родителей из того, что делают в интернете – заходят на нужные им сайты через анонимайзеры, тор-браузеры, но чаще всего просто выходят в интернет тогда, когда родителей нет дома.

    1. Утрата денег
    Первый вид опасностей – те, которые связаны с кражей денег.

    Фишинг – это выманивание паролей от различных сервисов, в том числе личных страниц во «ВКонтакте» или Steam, чем дети-подростки обычно очень дорожат. Их крадут, чтобы получить доступ к персональной информации, чтобы делать спам-рассылки, чтобы продолжать использовать – например, аккаунты игровой платформы Steam, где распространяются игры и есть своя социальная сеть.

    Steam – это рекордсмен по числу онлайн-пользователей, их там больше, чем даже в YouTube. Поскольку участники покупают игры на свой аккаунт, «развивают» своих персонажей в многопользовательских онлайн-играх, «заливают» туда деньги и время, эти аккаунты могут достаточно дорого стоить – страничка с 1000 наигранных часов в какую-нибудь популярную многопользовательскую игру с очень развитым персонажем продастся на черном рынке за весьма неплохие деньги.

    Еще одна техническая опасность – вредоносный код: например, пользователь перешел по какой-то ссылке, и компьютер заблокировался, и теперь пользователь видит только сообщение «Заплатите деньги туда-то, и компьютер разблокируется». Причем гарантии, что он разблокируется после оплаты, к сожалению, нет. Есть и другой вредоносный код: тот, что незаметно работает на компьютере, отправляя злоумышленникам те же логины/пароли или данные платежных карт.

    Обычное мошенничество – в интернете встречается так же часто, как и в реальной жизни. Его можно охарактеризовать всем известной поговоркой «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Например, предлагается купить смартфон по цене значительно ниже рыночной, человек отправляет деньги, но телефон так и не получает. 

    Определенную опасность для семейного бюджета представляют также и онлайн-игры – в них часто есть встроенные внутренние покупки. Чтобы обезопасить себя от этих трат, убедитесь, что ребенок не может тратить деньги с вашей карточки, привязанной к онлайн-игре, в том числе и если он зайдет в вашу игру.

    2. Зависимость
    Интернет-зависимость чаще всего ассоциируется с играми, и родители, когда говорят о зависимости, имеют в виду прежде всего именно ее.

    Сегодня играют все дети, но в разные игры. Глобально их можно разделить на две группы: первая – это просто игры, в которые играют час-другой в день, проходят за несколько недель, и все.

    Вторая – это так называемые массовые мультиплеерные онлайн-игры, в которые можно играть годами, развивая своих персонажей, приобретая для них какие-то качества или оборудование и так далее.

    3. Нежелательное содержание
    Помимо порнографии, которая безусловно лидирует в списке того, что родители не хотели бы, чтобы видели их дети, в незащищенном интернете можно увидеть массу других нежелательных вещей. На сайтах новостей достаточно часто появляются фотографии и видеозаписи с мест катастроф, где можно видеть сцены убийства, насилия, аварии, теракты и их последствия. Более того, такие иллюстрации могут оказаться в самых неожиданных местах – например, на безобидном на вид сайте-агрегаторе смешных (!) картинок.

    4. Незнакомцы
    На занятиях я объясняю подросткам – а они этому обычно очень удивляются, – что у взрослых, как правило, нет первоочередной цели пообщаться, в отличие от подростков, которые идут в интернет в основном за этим.

    Десять полезных советов по онлайн-безопасности

    Важно также признать, что достаточно трудно знать, что делать, если вы не являетесь специалистом по информационной безопасности. Учитывая данный аспект, мы подготовили памятку с десятью простыми советами, которые помогут домашним пользователям  защитить свою онлайн-безопасность:

    1. Всегда меняйте ваши пароли по умолчанию, для каждого вашего аккаунта, после чего меняйте их хотя бы раз в год для обеспечения безопасности вашей персональной информации.

    2. Используйте двухфакторную авторизацию каждый раз, когда это возможно, а также установите безопасные пароли для подтверждения вашей личности при подключении к своим аккаунтам.

    3. Используйте файервол для блокировки несанкционированного доступа к компьютерам и устройствам.

    4. Регулярно обновляйте вашу операционную систему, браузер и другие программы с помощью обновлений и патчей безопасности для сведения к минимуму угрозы со стороны вирусов и вредоносных программ.

    5. Ограничивайте свои действия в публичных Wi-Fi и используйте ПО, которое создает безопасное Интернет-подключение, например, VPN, для безопасного соединения вне зависимости от вашего местоположения.

    6. Практикуйте безопасный серфинг и шопинг в Интернете, проверяя, что в адресной строке вашего браузера адрес сайта начинается с “https”, а не с “http”.

    7. Настройте параметры конфиденциальности и повысьте уровень настроек безопасности, который стоит по умолчанию в используемых вами программах.

    8. Будьте избирательны при обмене персональной информацией, т.к. она может быть использована хакерами для подбора паролей и логинов.

    9. Не загружайте пиратское ПО, и не только потому, что это противозаконно, но зачастую оно может содержать различные типы вредоносных программ.

    10. Делайте резервные копии ваших данных на внешний жесткий диск или в облаке, т.к. это самый простой способ восстановления информации после атак шифровальщиков.

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

    Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). ... Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет.

    Методические и справочные материалы

    Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся

    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

    4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Процедура направления и рассмотрения сообщения по вопросу ограничения доступа к запрещенной информации, размещенной в сети «Интернет»

    1. Для направления в электронной форме ссылок на сайты или страницы сайтов в сети «Интернет», содержащие материалы с признаками запрещенной информации, необходимо выполнить следующие действия:

    - открыть посредством интернет-браузера раздел сайта Роскомнадзора России «Единый реестр запрещенной информации» (https://eais.rkn.gov.ru). В подразделе «Прием сообщений» (https://eais.rkn.gov.ru/feedback/) сформировать сообщение о наличии на сайте или странице сайта в сети «Интернет» признаков запрещенной информации (поля, отмеченные знаком «*» обязательны для заполнения);

    - в поле «Тип информации» следует выбрать один из типов запрещенного к распространению контента;

    - в поле «Указатель страницы сайта в сети «Интернет» ввести конкретную ссылку на интернет-страницу сайта в сети «Интернет» (например, http://example.com/example.html), где содержатся признаки запрещенной информации;

    - в подразделе «Заявитель» в полях «Отчество», «Место работы» имеется возможность указать соответствующие данные должностного лица, направившего сообщение и наименование организации;

    - в поле «Е-mail» следует указать действительный адрес электронной почты для получения уведомления о результатах отработки сообщения. На указанный адрес электронной почты будут направляться уведомления о принятии ссылок к рассмотрению и о включении их в Единый реестр.

    2.      В сообщении не следует указывать ссылки на результаты поисковых запросов поисковых систем в сети «Интернет» (например, https://vandex.ru/search…, https://www.google.ru/… и т.д.), а также ссылки на результаты запросов поисковых сервисов интернет-сайтов (например, https://vk.соm/search…).

    Внесение в Единый реестр указателей страниц сайтов поисковых систем в сети «Интернет» приведет к ограничению доступа именно к поисковым сервисам, а не к ресурсам, содержащим запрещенную информацию.

    Кроме того, результаты поисковых запросов, отображаемых поисковыми сервисами интернет-сайтов и непосредственно поисковыми системами в сети «Интернет», могут меняться в зависимости от релевантности запрашиваемой информации, что не позволяет точно идентифицировать страницу сайта в сети «Интернет», на которой размещен запрещенный материал.

    В случае выявления запрещенной информации с помощью вышеуказанных поисковых сервисов интернет-сайтов и поисковых систем в сети «Интернет», следует, перейдя по ссылке, отображаемой поисковым интернет-сервисом, установить конкретный адрес страницы сайта в сети «Интернет», на котором  размещен запрещенный материал, и сформировать сообщение в порядке, установленном данной процедурой.

    3.      Электронная форма, опубликованная на сайте http://blocklist.rkn.gov.ru, позволяет получить данные о принятых мерах по ограничению доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет» в рамках исполнения требований статей 15.1-15.6-1 и 15.8 Федерального закона № 149-ФЗ.

    Для этого, в указанной электронной форме следует ввести данные о ссылке на страницу сайта в сети «Интернет», или доменном имени Интернет-ресурса, с обязательным указанием протокола передачи данных («http://» или «https://»), в зависимости от того, какой протокол передачи данных использует Интернет-ресурс. Протокол передачи данных можно определить посредством копирования ссылки на страницу сайта в сети «Интернет» из адресной строки интернет-браузера.

    Нормативно-правовые основы обеспечения информационной безопасности в образовательной организации
    Нормативные документы по обеспечению информационной безопасности обучающихся

    Федеральные законы РФ

    Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
    Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
    Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
    Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
    Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».
    Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

    Указы Президента РФ

    Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
    Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»

    Постановления и распоряжения Правительства РФ

    Концепция информационной безопасности детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. No2471-р.
    Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».
    Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей,
    предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами».
    СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных учреждениях».

    Приказы Минкомсвязи России

    Приказ Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».
    Приказ Минкомсвязи России от 07.06.2019 № 261 «Об утверждении требований к подключению и доступу, включая требования к передаче данных, образовательных организаций, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и территориальных избирательных комиссий к единой сети передачи данных».

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    Педсовет.org  Адрес сайта: http://pedsovet.org/  

    Цели работы: популяризация в сети деятельности работников образования, активизация и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.

    Открытый класс  Адрес сайта: http://www.openclass.ru/  

    Проект реализуется Национальным фондом подготовки кадров. Направлен на поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик, их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования. Это открытая площадка для общения, обучения и обмена знаниями педагогов.

    «Интернет-государство учителей», Интер ГУ.ru   Адрес сайта: http://intergu.ru/  

    Данный проект имеет банк образовательных ресурсов «Инфотека», позволяет на виртуальном педсовете обсудить разнообразные проблемы в области образования, можно получить консультацию от коллег или специалистов, поделиться опытом. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.

    «Сетевого образовательного сообщества Rus Edu»   Адрес сайта: http://rusedu.net/  

    Входит в группу образовательных сайтов. Можно найти разработки педагогов, новости образования, дебат-клуб, архив учебных программ, есть методическая копилка.

    Завуч. Инфо   Адрес сайта: http://www.zavuch.info/  

    Профессиональное сообщество учителей и педагогов России. Организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий. Есть методическая библиотека (презентации, разработки уроков, учебно-исследовательские проекты, тесты, внеклассные мероприятия). Организована работа форумов на актуальные для педагогов темы. Есть большое количество материала для скачивания. Для этого необходима регистрация. Трудностей при регистрации не возникает. Каталог включает разделы: для администрации, точные науки, гуманитарные науки, общественные науки, иностранные языки, воспитание, специалисты и другие. Имеется ссылка на сайт Минобр.орг (http://www.minobr.org/) - Всероссийские олимпиады и конкурсы. Возможна публикация собственных материалов. Есть раздел «Ваши работы». Можно подписаться на рассылку новостей сайта. Есть свой Интернет-телеканал для работников образования. Преимущество данного педагогического сообщества: основательность, серьезный подход к материалам, размещаемым на сайте, обсуждение актуальных вопросов, активность в защите прав педагогов с помощью обращений к вышестоящим руководителям образования.

    Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру»   Адрес сайта: http://metodisty.ru/  

    Предназначено для удовлетворения потребностей педагогов в обмене информацией, общении и самореализации. Есть форум, группы (тематические площадки), блог, диспуты, чат. Сообщество содержит в себе более 30 групп (различная тематика и направления - администрация, классные руководители, предметники и т.д.). Презентации, программы, разработки уроков внутри каждой группы. Все можно скачивать! Каждая разработка содержит комментарий автора с описанием. Есть возможность обсудить работу внутри группы, оценить ее или пообщаться с автором. Много аудио- и видеофайлов в свободном доступе. Можно опубликовывать собственные материалы, и даже создавать группу. Преимущество данного педагогического сообщества: не надо регистрироваться для скачивания материала, есть конкурсы.

    Интернет-сообщества учителей   Адрес сайта: http://pedsovet.su/  

    В основе сайта лежит идея взаимопомощи: "учитель, помоги учителю!" Наличие на ресурсе педагогического сообщества ЦОР: презентации, программы, разработки уроков. Есть форум и переписка. Есть разделы по предметам, для общей осведомленности, новости, завучам и т.д. Обсуждается и рассказывается все и обо всем, что связано со школой и педагогической деятельностью. В обсуждении могут участвовать не только учителя, но и ученики, родители. Каждый зарегистрированный пользователь может разместить на этом сайте любой, полезный, на его взгляд, материал: от комментария и ссылки до собственного учебника. Свидетельство о публикации собственных материалов платное.

    ПроШколу.ру   Адрес сайта: http://www.proshkolu.ru/  

    Это бесплатный школьный портал. Каждый учитель и каждый ученик, каждая школа и каждый класс имеет возможность представить себя в сети Интернет. Вы можете посетить предметные клубы учителей, посмотреть на свою школу из космоса, пообщаться с тысячами школ, учителей и учеников,разместить видео, документы и презентации, опубликовать краеведческую информацию, создать фото-видео галереи, блоги и чаты школ. Есть раздел «Источник знаний», где можно пройти тесты по разным предметам. Имеется возможность публикации собственных материалов. Посетители Вашей странички могут написать комментарии, о чем Вы сразу узнаете по выделенной строке «Вас комментируют». Преимущество данного педагогического сообщества: удобный интерфейс, общительная и отзывчивая аудитория. Можно найти не только материалы по работе, но и для души.

    "Учим.инфо"   Адрес сайта: http://uchim.info/  

    Проекты в сфере школьного образования.

    Сообщество e-Learning PRO   Адрес сайта: http://www.elearningpro.ru/  

    Сообщество e-Learning PRO призвано объединить профессионалов, которые работают в области электронного обучения в целях развития этого направления в России. Каждый участник сообщества вовлечен в обмен знаниями и опытом проектирования, разработки и организации электронного обучения и имеет доступ к материалам, необходимым для развития успешного проекта и расширения собственных знаний, навыков и опыта. Став участником сообщества, вы получаете возможность: Общаться с коллегами, которые решают те же задачи, что и вы; Получать бесплатные электронные книги, исследования и документы по электронному обучению; Участвовать в создании новых знаний и методик; Получать информацию о вебинарах, семинарах и конференциях.

    Учительский портал    Адрес сайта: http://www.uchportal.ru/  

    Учительский портал был, есть и всегда будет бесплатным сообществом учителей-предметников. Все материалы, представленные на портале, бесплатные, подтверждение о публикации также выписывается бесплатно, но при соблюдении определенных правил.

    Социальная сеть работников образования     Адрес сайта: http://nsportal.ru/  

    Зарегистрировавшись, Вы сможете: Создать свой персональный мини-сайт. Разместить на мини-сайте свое портфолио и получить Свидетельство о публикации в электронном СМИ и Сертификат о создании персонального сайта.

     Профобразование   Адрес сайта: http://www.profobrazovanie.org  

    Сообщество Профобразование - это единственный самостоятельный интернет - ресурс для общения и обмена опытом между преподавателями и мастерами начального и среднего профессионального образования, обсуждения вопросов обучения, воспитания, проблем в образовании и обществе.

    Методические и справочные материалы

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie