В нашей школе был быбран проект школьного краеведческого музея "Мой край".
Цель деятельности школьного музея заключается в развитии коммуникативных компетенций, исследовательских навыков учащихся, поддержке их творческих способностей, а также формировании интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Музей должен стать не только особым учебным кабинетом школы, но и одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Актуальность и социальная значимость школьного музея
Школьный музей представляет собой форму дополнительного образования, способствующую развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, обладающих воспитательной и познавательной ценностью.
Музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения и становится сердцем жизни школы.
Сведения о прошлом селений, городов, областей нашей Родины долгое время передавались из поколения в поколение, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Значимость и актуальность темы музейной педагогики проявляются в сохранении этой традиции.
Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания учащихся. Музей позволяет установить связь между прошлым и настоящим, предоставляя возможность использовать опыт предыдущих поколений в области науки, культуры и образования.
Музей обладает значительным образовательным потенциалом, поскольку хранит и демонстрирует подлинные исторические документы. Использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания и высокой нравственности является одной из ключевых задач школьного музея.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров и конференций способствует заполнению их досуга. При этом учащиеся осваивают различные методы и навыки краеведческой и музейной деятельности, а также получают представление об основах многих научных дисциплин, не входящих в школьную программу.
Путешествия по родному краю, изучение памятников истории и культуры, объектов природы, общение с участниками и очевидцами исторических событий, знакомство с документами и артефактами помогают учащимся понять историю и ценности своей страны.
Таким образом, основные задачи школьного музея, следующие:
– участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе;
– участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использование музейного фонда;
– участие в научно-исследовательской деятельности;
– проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и населения.